Современные подходы в преподавании истории и обществознания
в рамках реализации ФГОС.
В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Наступило время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель развития образования 2020», в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в основу этой программы.
В процессе перехода к ФГОС происходит обновление целей и содержания школьного обществоведческого образования. Академик А.Н. Иоффе автор работы «Компетентностная парадигма» определил новые подходы к целеполаганию, в основе которых лежат не ЗУНы, а компетенции. В связи с этим изменились формулировки целей, прежде всего вводится формулировка «создать условия», что применимо к образовательным, развивающим и воспитательным целям. Это позволит учащимся реализовать себя и свои способности, а так же применять на практике полученные знания.
Изменения коснулись и смены образовательной парадигмы – это концепция, которая включает в себя стратегию и тактику, доминант и приоритетов развития образования.
Прежде всего:
1. Превращение знания из цели в средство.
2. Учить способам познавательной, практической деятельности
3. Применять компетентностный подход
4. Субъект-субъектные отношения, выстраиваемые по горизонтали, отношения двунаправленные
5. Использование интерактивных, развивающих технологий
6. Развитие универсальных учебных действий
7. Главная цель образования- развитие личности, ее социализация
Ведущие компетенции
1. Информационная
2. Социальная
3. Коммуникативная
4. Когнитивная
5. Предметная
Применительно к урокам истории и обществознания это использование интерактивных методов таких как групповая работа, умение взаимодействовать в группе. Это использование таких технологий как: «Мозаика», «Пила», «Синквейн»- работа с сущностью понятия, «Фиш-боун»-позволяющий давать характеристику, оценку историческому событию, «Кластер»-позволяющая разбить тему на смысловые блоки. Наиболее актуальными сейчас являются методики «SWOT-анализ», «Ассоциативная таблица», «Портрет слова»-позволяющие работать с текстом документа. Это лишь не полный перечень методик и технологий, которые делают современный урок актуальным и насыщенным, отвечающий современным требованиям.
Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий.
Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:
1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;
3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования
личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта
переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;
4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;
5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;
6) формирование ИКТ – компетентности учащихся.
УУД – способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта выжить духовно, сохранение и становление духовного облика.
Функции универсальных учебных действий обучающихся:
1) Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
2) Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства. Установка: моя ценность для достижения цели.
3) Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) направлена на:
– реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
– повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий;
– расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
– формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Программа обеспечивает:
– развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
– формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
– формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
– повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-
практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.);
– овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и сети Интернет.
Формирование универсальных учебных действий на занятиях по обществознанию в рамках реализации ФГОС
Концептуальной идей разработки нового стандарта содержания по предмету «Обществознание» является социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества.
Фундаментом содержания обществознания является человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом. Функциональная обществоведческая грамотность выражается в адаптации выпускника к жизни в обществе.
Содержательная линия образовательного стандарта по курсу «Обществознания» состоит из семи основных направлений – «Человек и его индивидуальность», «Человек в культуре», «Человек в семейных отношениях», «Человек в социальном взаимодействии», «Человек в экономических отношениях», «Человек в политической жизни», «Человек в глобальном мире». Такой отбор содержания оправдан, поскольку представляет многообразие человеческих связей, делает акцент на человеке и его взаимодействиях, что, несомненно, ближе и понятней учащемуся, чем сложная обществоведческая абстракция.
В соответствии с ФГОС, основной образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и обществознания.
Предмет «Обществознание» может стать опорным предметом для формирования системы УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Обществознание как дисциплины, обеспечивает формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных возрастов.
ü Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся, что является составляющей частью социализации личности.
ü Путём личностно-ориентированного содержания достигается высокий уровень обобщения материала.
ü Адаптация методов, приёмов, видов деятельности преподавателя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения.
ü Комплексное применение коллективной, групповой и индивидуальной работы в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях.
Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат; обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности обучающегося.
Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненно - важные задачи.
Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».
На уроках истории дается широкий простор для формирования УУД. Это и работа со схемами, таблицами, диаграммами, работа с документами, персоналиями, понятийным аппаратом. Это всевозможные дидактические игры, которые и позволяют не только формировать, но и развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. Самое главное – обеспечить возможность обучающего самостоятельно осуществлять деятельность учения. Задача педагога научить учащегося ставить цели, самостоятельно искать и использовать необходимые средства. И, в первую очередь, речь должна идти на установку мотивационной ценности для достижения цели. Решение всех поставленных задач должно проходить через УУД. Учащийся должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные виды чтения, анализировать, (схемы, таблицы, диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и явления (революции, восстания, войны). Выявлять аналогии, (контурная карта, иллюстрации) причинно-следственные связи, выделять общие закономерности, например национально-освободительной борьбы, реформации и т.д. Чем же современное занятие по ФГОС отличается от традиционного?
Мы видим, что различается прежде всего деятельность учителя и обучающихся на уроке. Учащийся из присутствующего превращается в главного деятеля.
На первый взгляд, кажется, проектировать современный урок очень сложная и трудоемкая работа, но если научиться использовать алгоритм проектирования урока, перерабатывая, конечно, и добавляя свои «наработки» и «находки», то это становится вполне увлекательным процессом.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
Первое:
– четко определить и сформулировать для себя тему урока;
– определить место темы в учебном курсе;
– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Например, тема: «Реформы Петра I» – занятие «открытие нового знания».
Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку занятия- зачем оно вообще нужно? Причем, обучающимся следует сформулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель занятия стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель. Например, цели: (для учащихся)
1. Изучить преобразования Петра I.
2. Выяснить, кто и почему составлял оппозицию Петру.
3. Доказать огромное значение реформ Петра I.
4. Дать характеристику личности Петра.
1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как эпохального события, решительно изменившего все формы общественной и государственной власти (с применением технологии учебного сотрудничества).
2. Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3. Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач. (для педагога)
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· воспроизведение;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
Например, на этапе:
Создание проблемной ситуации. На слайде высказывание М. Волошина «Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить, склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям». - Почему поэт называет Петра первым большевиком? - Каким образом он задумал перестроить Россию? - Что значит нравам вопреки? - Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям» Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока? - Как вы считаете, какие задачи будем решать? |
Петр собирался многое изменить в России. Проводить реформы. Преодолевать препятствия, т.к. были противники. Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее. Учащиеся предполагают: «Реформы Петра I» 1.Узнать, какие реформы провел Петр. 2.Определить сторонников и противников Петра. 3.Каково значение реформ. |
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе занятия.
Например:
УУД | |
1.Оргмомент. |
Коммуникативные. |
2.Актуализация знаний. |
Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний. |
3.Постановка проблемы. |
Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования. Коммуникативные: планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны. |
4.Открытие новых знаний. |
Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность). Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка. |
5.Первичное закрепление знаний. |
Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка. Познавательные: включают способность решения задач, тестов. |
6.Информация о домашнем задании. |
Коммуникативные: умение принимать решение. Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания. |
7.Рефлексия. |
Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность). |
Пятое:
Разработать структуру занятия. Например, структура данного занятия состоит из следующих этапов: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.
Шестое:
Определить способ оценки результатов занятия и рефлексии учащимися его хода и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на занятии, для чего подумать:
· что контролировать;
· как контролировать;
· как использовать результаты контроля
Задание обучающимся по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Например, на этапе первичного закрепления знаний, преподаватель предлагает на выбор задания: тесты по теме «Реформы Петра Великого», текст с пропусками, заполнить схему с пропусками.
На этапе рефлексии преподаватель предлагает написать «письмо самому себе», в котором описать ощущения от занятия: что понравилось, что не понравилось, что было трудно, что было интересно, чему научило меня это занятие.
Седьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат занятия. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе занятия: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимся по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Например, на выбор:
1. Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».
2. Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».
3. Придумать вопросы по заданной теме.
Восьмое:
Подготовить оборудование для занятия. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Например, необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России. 10 класс А. Н. Сахаров, А .Н. Боханов.
Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовать требования ФГОС – технологическая карта. В технологической карте определены задачи, планируемые результаты, предложен алгоритм прохождения темы, указаны УУД.
Итак, мы с вами, используя алгоритм проектирования занятия, составим технологическую карту занятия по истории на тему: «Реформы Петра I».
Тип – «открытие нового знания».
1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.
2. Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3. Воспитательная: содействовать в ходе занятия воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
Планируемые результаты:
Личностные – осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.
Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с преподавателем, сверстниками.
Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Обобщив все выше сказанное можно сказать, что ФГОС требует от учителя больших изменений в своей практике. Уже сегодня необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет уже сегодня, уверенно смотря в будущее вместе со своими учениками.