Тренинговое занятие «Учимся себя контролировать» с учащимися 9 класса
Цель: развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.
Задачи:
- выяснить роль эмоций в межличностном общении;
- развивать самосознание подростков;
- расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.
Ход занятия
1.Упражнение «Мое настроение»
Добрый день. Ребята, перед вами лежит бумага. Есть карандаши. Нарисуйте ваше настроение. Я вам даю 3 минуты. Затем расскажем о своих впечатлениях на рисунке. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них. ( мухтамалла)
2. Упражнение «Угадай»
3 ученика получают конверты с заданием: ваша задача - выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.
1 ситуация. Вы получили приглашение отдохнуть в «Артек». Путевка- бесплатная.
2 ситуация. Вечером долго сидели за уроками. Проспали первый урок.
3 ситуация. Ваш друг прочитал с почтового ящика письмо, адресованное вам и прочитал без разрешения.
- Тяжело было показать свои эмоции?
3.Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
Опять 3 ситуации. При этом нужно продемонстрировать спокойные, уверенные и агрессивные ответы
Ситуации:
- друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;
- ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;
- вас кто-то очень обидел.
4.Упражнение «Стакан»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.
Обсуждение:
- Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?
- Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
Заключение. Все это- вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?
5.Упражнение «Дыхание»
Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.
6.Упражнение «Сердитые шарики»
Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.
7.Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»
Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А4 и карточку с заданием.
Варианты заданий:
1гр- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;
2гр- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;
3гр- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.
Обсуждение:
- Вам было интересно это упражнение?
- Что вы поняли?
8. История«Осёл и колодец»
Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему. Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.
Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.
9.Упражнение «Эмоция по кругу»
Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.
Обсуждение:
- Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?
- Как относятся к таким людям в социальной среде?
.