Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации

Выступление на общешкольном родительском собрании

на тему «Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации».

 

31.10.2015 г.                                                                                         Классный руководитель 7 класса

Петрова А.А.

 

Здравствуйте, уважаемые родители! Переход в среднее звено – это важный момент в жизни школьника.  Здесь у них  начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от Вас. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

В то же время переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями.

Давайте же разберемся, кто и какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? К младшим подросткам относятся школьники 5-6 классов, дети 10-12 лет. Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе и общении с ними.

Возрастные особенности младших подростков.

Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:

1.Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

2. Повышенная утомляемость;

3. Стремление обзавестись верным другом;

4. Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

5. Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

6. Отсутствие авторитета возраста;

7. Отвращение к необоснованным запретам;

8. Восприимчивость к промахам учителей;

9. Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

10. Отсутствие адаптации к неудачам;

11. Тенденция предаваться мечтаниям;

10. Ярко выраженная эмоциональность;

11. Требовательность к соответствию слова делу;

12. Повышенный интерес к спорту.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Встает вопрос — Что такое адаптация?

Адаптация (от лат.  adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Выделяют три уровня адаптации:

1) психофизиологическая адаптация; 2) психологическая адаптация; 3) социальная адаптация.

Психофизиологическая адаптация - это совокупность физиологических реакций организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.

Психологическая адаптация - это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды.  

Социальная адаптация- приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.

Признаки успешной адаптации:

·  удовлетворенность ребенка процессом обучения;

·  ребенок легко справляется с программой;

·  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;

·  удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Условия успешной адаптации к школе.

·       Первое условие школьного успеха младшего подростка — безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

·       Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У мл. подростка непре-менно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

·       Несмотря на кажущуюся взрослость, подросток нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

·       Для мл. подростка учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства.  

·       Подростку уже не так интересна учеба сама по себе. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

·       Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или социальным педагогом.

·       Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Роль семьи в учебной мотивации.

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных мо­ментов в жизни детей.  Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, шко­ле, школьным делам и заботам. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздох­нуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы рабо­ты, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная воз­можность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество роди­телей и учителя, согласование их действий.

Еще К.Д. Ушинский говорил, что и на начальном, и на среднем этапе обучения родители должны   опекать свое дитя. Их задача - научить правильно, учиться.

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

·      организация режима дня;

·      контроль за выполнением домашних заданий;

·      приучение детей к самостоятельности.

Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой;

 защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспе­ваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимна­стику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе.

  Необ­ходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанно­стей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно.  

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

 Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность за­ниматься любимым делом в свободное от учебы время.  

Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише.  

Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьни­ки плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на пере­ключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

 Контроль за выполнением домашних заданий должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:  -   какие отметки?    -   выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, пробелы начинают накапливаться. Он не пони­мает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мыс­ленно перерастает в привыч-ку,  т.е. развивается интеллектуальная пассив­ность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

 Хорошо если бы вы интересовались:  что изучал ребенок сегодня в школе;  как он понял материал;  как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял

Очень важным моментом является выработка привычки к не­укоснительному выполнению домашних заданий: - какая бы погода ни была; - какие бы ни шли телепередачи; - чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправ­дания невыполненным урокам нет и быть не может.

Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. выра­батывается установка.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть по­стоянным. Никто не должен мешать ученику.  

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны при­ободрить его: «Не торопись. Смотри, какая хорошая буква получи­лась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ре­бенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Помогите  своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

 При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время само­стоятельно.

Приучение детей к самостоятельности.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в рабо­те; дети отучаются думать и ждут подсказки.  

           Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно пред­ставлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь вы­полнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на приме­ре только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.     

            Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в уче­нии и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности. 

            И, напоследок я хотела бы раздать в качестве методической рекомендации буклеты родителям учащихся 5-6 классов.