Педсовет -2010 -ноябрь
Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос на первый взгляд достаточно прост и однозначен – вести здоровый образ жизни. Однако в современном обществе здоровый образ жизни – это сложное, многофункциональное явление.
Учёные отмечают чрезвычайное многообразие связей здорового образа жизни с различными сторонами общественной жизни, например между образом жизни и здоровьем, между медицинскими знаниями и самовоспитанием личности, уровнем двигательной активности определённых социальных групп населения и обороноспособным потенциалом страны, уровнем развития образования, культуры и её составной части – физической культуры и общественно-экономическими достижениями нации.
Не вызывает сомнений необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни в различных слоях и социальных группах. Чрезвычайно актуальна разработка основ здорового образа жизни учащейся молодёжи.
Важно иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, таких, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения, необходимо выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержаться в различных сторонах жизни человека.
Здоровье и хорошее психофизическое состояние как стиль жизни – это философия людей, которые не хотят быть пассивными и воспринимать как неизбежное болезни. Это стиль жизни для тех, кто борется с факторами риска, сохраняет и укрепляет свою жизнеспособность.
Таким образом, роль воспитания заключается в том, чтобы выработать у каждого учащегося отношение к здоровью как к главной человеческой ценности.
Древние врачи говорили, что человек есть «храм здоровья и красоты» (Маймонид). И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым, должен заботиться сам человек – хранитель своего храма. Сегодня большинство людей утверждает, что здоровье – это проблема не только медицинских работников, но и специалистов, занимающихся проблемами здорового образа жизни. Поэтому педагог, врач должны уметь рассказать своим ученикам, как надо содержать этот храм.
Школа может и должна способствовать сохранению, укреплению здоровья учащихся. Формирование здорового образа жизни является важнейшей составляющей воспитательной работы по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья учащихся.
Педагогу важно строить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, основываясь на базе достигнутых в предыдущие годы результатах. Обязательным моментом в любой педагогической деятельности является мониторинг состояния здоровья учащихся, который проводится совместно с медицинскими работниками школы 2 раза в год. Также целесообразно отслеживать в течение учебного года уровень «полезности» тех или иных мероприятий, проходивших в течение учебного года, степень заинтересованности в них учащихся, их родителей, педагогов. При этом приоритет следует отдавать созданию здоровьесберегающей среды, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей как важнейшей ценности.
Обязательно в работе по формированию ЗОЖ у учащихся необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их психического, физического развития. Так пропаганду здорового образа жизни среди учеников среднего и старшего звена можно организовать через проведение различных мероприятий, таких как устные журналы, смотры-конкурсы сочинений, эссе, рефератов, научных работ, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, ученических плакатов, интернет-проектов, походы выходного дня, туристические слеты и др. В начальном же звене работу по формированию ЗОЖ необходимо проводить в рамках физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, театрализованных представлений, конкурсов, совместных мероприятий с участием родителей, работу кружков и др.
Безусловно, полезными будут для учащихся любого возраста встречи с медицинскими работниками, представителями различных организаций, чья деятельность направлена на формирование здорового образа жизни. Поэтому необходимо при планировании работы на год предусмотреть сотрудничество с ЦРБ, подростковым кабинетом ЦРБ.
Не снижается угроза здоровью молодого поколения, создаваемая вредными привычками. Алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания способствуют истощению физического и психического здоровья. Поэтому целесообразно проводить тематические недели, месячники профилактики вредных привычек. Проведение данных акций можно приурочить к Международным дням здоровья, даты которых указаны в Календаре дней здоровья, ежегодно рассылаемом по учреждениям образования.
В рамках недель здоровья можно провести тематические классные / информационные часы, устные журналы, открытый микрофон, ток-шоу, брифинги, сократовские беседы, турниры ораторов, ролевые игры, свободный разговор, заседания дебат - клуба, дискуссионные качели, тематические дискотеки и др. (Пример классных часов представлены в приложениях 1- 3).
Наряду с повышением эффективности профилактической работы в данном направлении очень важно использовать потенциал культурно-досуговой деятельности с целью раскрытия творческих способностей учащихся, их самосовершенствования и самореализации.
Обязательным условием сохранения и укрепления здоровья учащихся является создание положительного эмоционального фона в школьном коллективе. Психоэмоциональный микроклимат в коллективе должен помочь раскрыть внутренние резервы и возможности учащегося, направить их на максимальное развитие его таланта, склонностей, способностей и личности ребенка в целом.
Педагог, ответственный за работу по формированию здорового образа жизни у учащихся, должен работать в тесном контакте с представителями СППС школы, педагогами-организаторами, администрацией школы. Проводимые в школе культурно-массовые мероприятия должны попутно развлечению воспитывать навыки здорового образа жизни, показывать альтернативу вредным привычкам.
В эффективности проводимой работы по формированию ЗОЖ большое значение играет и сложившаяся система работы школы с родителями. Целесообразно проводить образовательные программы не только для учащихся, а и для их родителей. Дают положительный результат встречи медицинских работников, правоохранительных органов с родителями на родительских собраниях, выход на проблемы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями в процессе семейного воспитания, в ходе заседаний родительского университета.
Так, например, темы: «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Роль традиций в семейном воспитании» помогут многим родителям в создании благоприятного психо-эмоционального климата в семье. Родительский университет целесообразно проводить каждую четверть с учетом возрастных особенностей школьников, с использованием мультимедийных презентаций, с выступлениями узких специалистов, с предоставлением родителям для закрепления знаний соответствующих памяток с методическими советами по семейному воспитанию, в т.ч. и на электронных носителях.
В школах полезно издавать информационные вестники для размещения необходимой информации по вопросам ЗОЖ, практических советов для родителей, правил дорожного движения, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, охране жизни и здоровья молодежи и др.
Важным моментом в работе ответственного по формированию здорового образа жизни является и работа с педагогами школы. Вопросы формирования здорового образа жизни должны обсуждаться на заседаниях методических объединений классных руководителей. Повышение методического уровня педагогов, обучение здоровьесберегающим технологиям приносят положительный результат и в работе по данному направлению. Использование активных методов в работе по формированию навыков здорового образа жизни активизирует интерес школьников, привлекает их внимание, позволяет учащемуся являться «субъектом» воспитания, выполнять творческие задания, вступать в диалог с учителем, обдуманно принимать решение. Активные методы работы помогают и в работе с родителями учащихся.
Как наиболее эффективные воспитательные технологии, на которые педагогам следовало бы обратить внимание, можно назвать следующие:
Ø Групповые технологии, в ходе реализации которых каждая группа получает определённое задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога. Состав группы непостоянный и подбирается с учётом возможности максимально эффективно реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.
Ø Деловая игра, в ходе которой у учащихся появляется возможность поучаствовать в межгрупповой, «ролевой» дискуссии, произвести оценку и самооценку работы.
Ø Тренинги общения, которые помогают созданию у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных для учащихся ситуациях, получение ими в модельной форме определённого социального опыта.
Ø КТД, которые помогают самоутверждению, самовыражению учащихся. совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.
В заключение отметим, что педагогами школы накоплен богатый опыт по привитию учащимся здорового образа жизни, но очевидно то, что в одиночку ни один педагог не смог бы достичь положительного результата. Эффективность работы ответственного по формированию здорового образа жизни у учащихся будет зависеть от того, как он сможет построить систему сотрудничества социума, школы и семьи, насколько все участники будут стремиться к общей цели – сохранение здоровья ребёнка.