Методическая работа в школе

Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития потенциала и возможностей каждого обучающегося

В современных условиях в ходе выполнения школой социального заказа на образовательные услуги, определенные государством, произошел переход к объединению усилий всех участников педагогического процесса в решении проблем модернизации образования в направлениях повышения качества, доступности и роста эффективности. Свою задачу педагоги школы видят в формировании целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.

Роль методической работы в обеспечении возможностей для получения качественного образования в условиях модернизации образования приобретает все большее значение. Главная задача методической работы – создание таких условий, в которых бы учитель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри учителя – это категория нравственная, требующая развития его самосознания  и постоянного профессионального роста. Среди основных слагаемых успешного осуществления процесса модернизации образования следует отметить готовность педагогов школы к осуществлению преобразований, уровень их профессиональных компетенций, умение работать творчески, мобильно, в инновационном режиме.

Школа практически полностью укомплектована педагогическими кадрами: процесс обучения ведется по всем предметам учебного плана. Подавляющее большинство педагогов – это грамотные профессионалы с большим стажем работы; свыше 74% педагогических работников имеют квалификационные категории.   

Приоритетные направления методической работы:

* организация работы по единой методической теме;

* организация работы по проблеме школы;

* создание условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя;

* осуществление управления образовательным процессом в школе в соответствии с современными требованиями;

* информационное обеспечение образовательного процесса;

* стимулирование деятельности по изучению, обобщению и распространению передового опыта;

* организация внеклассной работы по учебным предметам;

* обеспечение диагностики и мониторинга хода образовательного процесса.

Формы методической работы.  Все многообразие организационных форм методической работы, используемых  в школе, можно представить в виде трех взаимосвязанных групп:

1. Районные методические объединения по предметам: открытые уроки, круглые столы, форумы, фестивали.

2.Школьные методические объединения по циклам: заседания методических объединений,  групповое настав­ничество, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероп­риятий.

3.Индивидуальные формы методической работы (индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, индивидуальное самообразование.)

 Методическая работа осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой. В школе ее регламентируют следующие локальные акты школы:

Положение о районных методических объединениях;

Положение о методическом объединении  школы.

 

В течение ряда лет педагоги школы работают над проблемой «Внедрение и использование новых информационных технологий  в учебно-воспитательный процесс».

Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи работы над проблемой с привлечением методических средств. Методические объединения учителей являются ключевым звеном всей системы методической работы. Они обеспечивают выполнение работы по единой методической теме, внедряют в учебный процесс новые педагогические технологии, готовят мероприятия методического характера различного уровня. В школе функционируют  следующие предметные методические объединения:

- учителей начальных классов   - руководитель Павлова А.В.

-учителей гуманитарного цикла – руководитель Кириллова Э.Н. 

-учителей естественно-математического цикла - руководитель Сергеева З.П.

-классных руководителей - руководитель Максимова М.В.

Система методической работы школы  представляет собой деятельностную систему, главной  целью которой является создание и постоянное совершенствование условий, способствующих саморазвитию каждого педагога, готовности его к инновациям – к освоению и внедрению в практику своей работы новых программ и технологий, созданию индивидуальных, авторских методических, воспитательных, систем.   Школа в этом году включена в экспериментальную работу по внедрению в учебный процесс предмета             «Основы православной культуры и светской этики» с 4 класса. С 2006 года внедрена предпрофильная подготовка. В связи с этим учителями-предметниками разработаны программы элективных курсов для учащихся 9 классов, которые прошли экспертизу в отделе образования и молодежной политики администрации района и утверждены экспертным советом.  Педагогами школы разработаны, апробированы и используются в практике:   

 авторские программы элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов:

Название

электива

Руководитель

Дни работы

Время

работы

классы

1. Математика без границ

Сергеева З.П.

Вторник

понедельник

По графику

9 класс

2.Пуплев культури

Кириллова Э.Н.

вторник

По графику

9 класс

3.Химические знания в жизни человека

Максимова М.В.

Понедельник

 

По графику

9 класс

4.Русский язык

Гурьев О.И.

вторник

По графику

9 класс

Живой мир вокруг меня

Филиппова А.Н.

понедельник

По графику

9 класс

5 Информационная культура

Кириллова Э.Н.

четверг

еженедельно

9 класс

 

 

 Создание и развитие школьного банка авторских программ для обучения и воспитания  является  весомым вкладом педагогов школы по использованию авторских образовательных технологий в современных условиях. Работа в данном направлении является одним из приоритетных направлений дальнейшего развития методической системы школы.

       Учителя школы принимают участие в конкурсах различного уровня. В текущем учебном году Павлова А.В и Сергеева З.П. принимали участие в районном  конкурсе «Самый классный классный». Молодая учительница русского языка Краснова А.Ю. представила свои методические материалы на форум учителей русского языка. Педагоги –Петрова А.А., Кириллова Э.Н. представили свои методические разработки на районный конкурс по патриотическому воспитанию. Кондратьева Г.Н. участвовала во втором районном методическом фестивале уроков математики и заняла второе место.

Задачи повышения компетенции учителя и качества образования невозможно решить в условиях, когда деятельность учителя не имеет достаточной информационной поддержки. Не вызывает сомнения, что информатизация системы образования должна повысить профессиональную квалификацию учителя и значимость информации для учителя, т. е. его информационную культуру. Большое  значение приобретает методическая служба школы, которая сосредотачивает работу с учителем в следующих направлениях:

анализ деятельности и выбор актуальной темы;

формулирование задач и последовательности действий,

описание собственных наблюдений,

анализ результатов,

соотнесение личного опыта с опытом других педагогов, работавших по данной теме,

подготовка конкретных материалов

 Учителя школы постоянно работают над повышением   уровня своей компьютерной грамотности, используя, наряду с самообразованием, такие эффективные формы, как обучение на различных обучающих компьютерных. Все учителя школы имеют персональные компьютеры дома, 50% подключены к Интернету.     

     Школа  подключена к сети Интернет, имеется сайт, где размещаются наиболее важные материалы, отражающие состояние и процесс модернизации учебно-воспитательного процесса. Приобретение компьютеров, мультимедийных средств, оргтехники и обучающих программ за счет средств финансовой поддержки позволило расширить использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет в учебном процессе, расширить каталог школьной медиатеки. С начала 2008 года функционирует кабинет интерактивного обучения, в котором педагоги проводят уроки по различным образовательным областям учебного плана. В течение года в учебно-воспитательном процессе активно используется электронные учебники «Кирилл и Мефодий».  Приобретение и подключение дополнительно к сети Интернет компьютеров нового поколения, приобретенных на средства финансовой поддержки,  позволяет педагогам и обучающимся расширять возможности использования самостоятельной работы и способствует  развитию личностно-ориентированных методик обучения.  Чаще всего можно увидеть в кабинете информатики Филиппову А.Н., Краснову А.Ю., Николаеву С.М., Кириллову Э.Н.,  Кондратьеву Р.И., Максимову М.В.

 Характерной особенностью образовательно-воспитательной системы школы является преобладание ориентации учащихся на непрерывное образование,  воспитание позитивного отношения к получению знаний, формирование положительной мотивации на продолжение образования по избранному профилю; активное вовлечение учащихся в научную и исследовательскую деятельность, создание условий для развития каждого обучающегося с учетом индивидуальных возможностей, воспитание активной гражданской позиции обучающихся.          

     Подавляющее большинство членов педагогического коллектива  – это опытные учителя с большим стажем работы, хорошо знающие индивидуальные особенности своих обучающихся и учитывающие их в процессе обучения. Учителями проводятся уроки разных типов и видов. В рамках своих предметов педагоги ведут исследования и прогнозируют интеллектуальные возможности школьников, создают условия для реализации потенциальных способностей и самовыражения личности, начиная с первого дня пребывания ребенка в школе.  Так всеми классными в течение ряда лет успешно осуществляется внедрение принципов личностно-ориентированного обучения, собраны портфолио достижений учащихся, состоящие из документов, творческих работ, отзывов и поощрений.

       Это наглядный накопительный материал, который позволяет учителю объективно сложить мнение о возможностях данного учащегося, его дарованиях, способностях или, наоборот, пробелах в знаниях. Внедряя личностно-ориентированное обучение на своих уроках,  используют разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, поощряют суждения и высказывания учащихся, стимулируют использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться или получить неправильный результат, формируют у детей умение оценивать свою деятельность.

Одной из основных задач работы педагогического коллектива является развитие познавательной активности и создание необходимых условий для  проявления творческой индивидуальности ученика.

В рамках работы с одаренными детьми в школе ежегодно проводятся предметные недели, работают кружки и факультативы. Учащиеся 3 – 4-х и 8 – 11-х классов ежегодно состязаются за звание лучшего на предметных олимпиадах по предметам базового компонента учебного плана. Третий год проводится школьный конкурс «Рекорды школы» по номинациям «Лучший ученик», «Лучший читатель», «Лучший чтец», «Лучший спортсмен», «Лучший художник», «Лучший певец».

       Задачи интегрированного подхода к обучению в целях работы с одаренными детьми, реализуются как на уроках, так и во внеурочное время. Под руководством  педагогов обучающиеся осуществляют изучение актуальных проблем с использованием элементов исследовательской деятельности по предметам различных образовательных областей. Ежегодно 20% обучающихся ведут исследования по проблемам краеведения, экологии, литературы, математики, физики.  Результаты исследований ежегодно рассматриваются в марте на научной конференции учащихся. Лучшие работы ежегодно принимают участие в  районных и республиканских конкурсах исследовательских работ.

 С 2006 года  в школе организуется научно-практическая конференция «Шаг в будущее». В ней участвуют учащиеся 2-11 классов. В 2006-2007 учебном году была заявлена 31 работа 42 учащихся,  в 2007-2008 учебном году - 44 работы 40 учащихся, в 2008-2009 учебном году -41 работа, в 2009-2010 учебном году-25 работ 26 учащихся.  Нужно отметить творческую работу предметных секций и членов жюри. В 2008-2009 учебном году школа выставила 5 творческих работ на районную конференцию: Кириллова Э.Н.-1(3 место), Филиппова А.Н.-1(3 место), Кондратьева Г.Н.-1(1 место), Петрова А.А.-1, Владимирова Л.Г.-1, Владимирова В.В.-1. Одна исследовательская работа Максимовой Арины по геометрии представлена на республиканскую научно-практическую конференцию «Еxcelsior». Две работы учащихся третьего класса (учитель  Николаева С.М.) и одна работа ученицы второго класса (учитель Кондратьева Р.И.) участвовали в республиканском конкурсе «Я-исследователь». В текущем учебном году на районную конференцию выставили 10 работ, 8 из которых заняли призовые места. 3 работы: Максимовой Арины -8класс (математика), Константинова Наталия-11 класс, Кириллова Олеся -11 класс, (Человек в истории и культуре) представлены на республиканский конкурс научных статей  и одна работа Игнатьевой Ирины (учитель  Николаева С.М.)  представлена на республиканский конкурс «Я-исследователь».

Участие в  различных предметных олимпиадах и проведение предметных недель, в ходе которых обучающиеся школы в нестандартной форме узнают много интересного, помогает им развивать разноплановые задатки и склонности, расширяет кругозор и познания во всех областях. Проводятся  выставки работ, газет, конкурсы на лучшего знатока предмета. В этом году проведены предметные недели по биологии, иностранному языку, химии, истории и праву и неделя книги. 

В методических объединениях учителей осуществляется процесс непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника. Все педагоги регулярно проводят самоанализ   своей деятельности, дают открытые уроки и внеклассные мероприятия, занимаются самообразованием. В этом учебном году в рамках РМО проведены открытые уроки  учителями истории Петровой А.А.  и Кондратьевым И.И., учителем химии Максимовой М.В., учителем географии Филипповой А.Н., учителем математики Кондратьевой Г.Н..  Согласно плану продолжается обучение педагогов на курсах повышения квалификации.  Все учителя в последние 5 лет прошли курсовую переподготовку, 13 из 18 имеют квалификационные категории. В этом году предстоит пройти аттестацию нескольким педагогам.

  Вопросы методической работы стараемся выносить  на педагогический совет, где принимаются решения, связанные, в том числе, с организацией работы над единой методической темой,  внедрением в практику достижений психолого-педагогической науки и передового опыта. На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса, заслушиваются выступления учителей с материалами из опыта работы

        Цель проведения педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по поэтапной реализации общешкольной проблемы. Педсоветы во многом помогают решению задач всестороннего  повышения компетентности и профессионального мастерства каждого учителя, формирования творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Они выявляют причины низкой результативности работы отдельных учителей. Каждый педсовет – это творчество всего коллектива.  Источники творчества – анализ своей работы, выявление «узких» мест и «западающих» проблем, чтение научной, педагогической, методической, психологической литературы, изучение передового педагогического опыта, как отечественного, так и зарубежного.

       Проблемы в реализации методической работы и пути их решения.

      Успешному осуществлению эффективной методической работы препятствует сохранение ряда проблем, наиболее значимые из которых:

        необходимость расширения использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

        более эффективное распространение передового педагогического опыта;

        внедрение в учебный процесс наиболее продуктивных авторских программ учителей;

        некоторая инертность определенной группы педагогов и необходимость расширения их участия в различных формах методической работы;

        постоянное расширение информационного пространства для осуществления контактов со всеми участниками образовательного процесса.

 

       Среди способов решения вышеназванных проблем можно отметить следующие:

        дальнейшее участие педагогического коллектива школы в реализации  комплексного проекта модернизации образования;

        продолжение процесса обучения всех педагогов эффективному использованию ИКТ в учебном процессе, в том числе на курсах Интернет-технологий; 

        более активное использование индивидуальных методик обучения;

        усиление роли и значения, наряду с другими информационными источниками, сайта школы.