Профильная и предпрофильная подготовка учащихся

 Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стала разработка профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить  углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и разгрузить их по  непрофильным.  Профильное обучение помимо  углубленного изучения предметов, должно способствовать развитию у школьников навыков  самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности не, сколько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в вузах. Самостоятельное изучение основной и дополнительный литературы, учебные  тематические конференции, написание и защита рефератов, семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. Диспуты,  дискуссии, «круглые столы», лабораторные, практические занятия, зачеты и контрольные работы. Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся активно участвуют в научно – практических конференциях научных обществах, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах. Внеурочная и урочная работа в профильных классах – равноправные стороны единого воспитательного – образовательного процесса.

 Предпрофильное обучение в нашей школе введено с 2006 года в   IX классах. Оно придумано для того, чтобы учащиеся осознано выбрали профиль обучения. Предпрофильная подготовка предполагает обеспечение школьников информацией о возможных путях продолжения образования. Предпрофильная подготовка – это название учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам IX классов определить направленность их учебы, продолжить учебу в X классе своей школы, или перейти в спец. школу, техникум, колледж и другие учебные заведения.  Основная функция курсов по выбору профориентационная. В предпрофильной подготовке к стандартному базисному плану добавляются курсы по выбору на 17 или 11 часов. Курсы ориентированы на расширение знаний по предметам, самоопределению учащиеся выбора профильного обучения. По плану школы предусмотрено работа следующих элективных курсов и факультативов:

Название

элективного курса

Руководитель

Дни работы

Время

работы

классы

1. Математика без границ

Сергеева З.П.

Вторник

понедельник

По графику

9 класс

2.Пуплев культури

Кириллова Э.Н.

вторник

По графику

9 класс

3.Химические знания в жизни человека

Максимова М.В.

Понедельник

 

По графику

9 класс

4.Русский язык

Гурьев О.И.

вторник

По графику

9 класс

5.Живой мир вокруг меня

Филиппова А.Н.

понедельник

По графику

9 класс

6. Информационная культура

Кириллова Э.Н.

четверг

еженедельно

9 класс

Биология (ф)

Филиппова А.Н.

понедельник

еженедельно

11 класс

Математика (ф)

Сергеева З.П.

четверг

Через неделю

11 класс

Русский язык

Гурьев О.И.

четверг

Через неделю

11 класс

Физика (ф)

Владимирова В.В.

Вторник

еженедельно

11 класс

Математика (ф)

Сергеева З.П.

четверг

еженедельно

11 класс

 

 

 

На сегодня учащиеся посещают следующие элективы  и факультативы:

Название

Элективного курса

Руководитель

Дни работы

Должно быть

проведено

1. Математика без границ

Сергеева З.П.

Вторник

понедельник

11

11

2.Пуплев культури

Кириллова Э.Н.

вторник

14

13

3.Русский язык

Гурьев О.И.

вторник

14

14

4.Живой мир вокруг меня

Филиппова А.Н.

понедельник

12

12

5.Мир окислительно- восстановительных реакций

Максимова М.В.

понедельник

6

6

5. Информационная культура

Кириллова Э.Н.

четверг

28

 27

Биология (ф)

Филиппова А.Н.

понедельник

14

15

Математика (ф)

Сергеева З.П.

четверг

14

13

Русский язык

Гурьев О.И.

четверг

14

14

Физика (ф)

Владимирова В.В.

Вторник

28

29

Математика (ф)

Сергеева З.П.

четверг

28

25

В основном время элективных курсов и факультативов распределено с целью дополни-тельной подготовки к итоговой аттестации. Учителя рассматривают и вопросы программ элективных курсов.

В 2006-2007 учебном году в нашей школе было введено профильное обучение в сетевом взаимодействии с Янтиковским ресурсным центром в10 классах. Проводили родительские собрания с учащимися 9 классов, где информировали родителей о профильном обучении в Х классе и предпрофильной подготовке в IX классе. Проводили анкетирование родителей и учащихся. Информировали родителей, что в Х классе вводится профильное обучение, что учащиеся Х - IX  классов могут выбирать профильное обучение, т.е. нужные для себя дисциплины в большом объеме. Предметы, которые не пригодятся им в будущей профессии, будут осваиваться в меньшем объеме. Учащиеся по выбору писали заявления в тот или ной профильный класс. В таблице представлен выбор профиля учащимися 10-11 классов.

Год обучения

Количество

учащихся

Физико-математич.

Агротехноло-гический

Гумани-

тарный

Естест/

научный

2006-2007

14

4(4)

10(10)

-

 

2007-2008

8

1(1)

7(3)

-

 

2008-2009

9

2

5

2

 

2009-2010

11

4

3

 

4

 Нужно отметить, что с одной стороны профильное обучение помогает учащимся агротехнического профиля получить дополнительную специальность: водителя, тракториста.

С другой стороны, эффективная работа в дни  профильного обучения помогает получать хорошие баллы на государственных экзаменах. Поэтому классные руководители и администрация школы должны объяснять учащимся старших классов и их родителям в 9-11 классах об ответственном отношении к выбранным профилям.

  Но пока есть упущения в посещаемости занятий и эффективном использовании времени учебы, об этом говорят оценки по профилирующим предметам  в ресурсном центре. Часть учащихся 10-11 классов не задумываются о последствии плохого отношения к учебным обязанностям.

Рекомендации: 1. Учитывая трудности в выборе профиля многими учащимися 10 классов, классным руководителям проводить анкетирование в 8-9 классах, определить круг предметов для углубленного изучения в 10-11 классах.

2. Выносить вопросы профильного обучения на классные  родительские собрания.

3. Постоянно работать по накоплению портфолио, к 30  мая подготовить рейтинг портфолио учащихся 2-8, 10 классов для подведения   итогов по классам. Рейтинговые листы учащихся 9 класса оформить к 15 июня 2010 года.